Как правило, создание сайта должно начинаться с разработки технического задания, в котором должны быть подробно описаны требования к функционалу и структуре сайта. Эти требования формулируются на основе тех задач, которые клиент собирается решать с помощью данного сайта, а также достаточно расплывчатого и неопределенного представления клиента о дизайне и функционале будущего сайта. Синтез потока сознания клиента и реальных возможностей исполнителя является одним из самых трудоемких процессов с точки зрения затрат умственных усилий и, наверное, самым важным этапом в сфере разработки сайтов. Дело в том, что во время приемки работ слишком часто возникает множество вопросов и замечаний со стороны клиента, ответить на которые с минимальным ущербом для исполнителя можно только с помощью правильно сформулированного технического задания.
Так каким же должно быть правильное ТЗ, чтобы в итоге и клиент оказался доволен, желательно сразу, и исполнитель не тратил силы на претворение в жизнь несбыточных фантазий своего заказчика?
Опробовав много способов написания технических заданий, я пришел к выводу, что для разработки успешного сайта мало написать даже самое подробное техническое задание. Пока идеи сформулированы только на бумаге, но не реализованы, пусть в форме прототипа, они мало чего стоят. Для того чтобы быстро и дешево опробовать идеи, которые заложены в сайт, нужен хотя бы самый простейший его прототип. Тут самым лучшим решением является программное обеспечение для создания прототипов и спецификаций веб-сайтов и приложений Axure. При разработке прототипа в Axure сразу приходит понимание того, что сделано правильно, а что нет, появляется материал, с которым уже можно предметно работать, и, в конце концов, с достаточно высокой вероятностью можно судить об успешности принятых решений.
Этап работ по созданию сайта, который включает в себя формулирование технического задания и создание прототипов, я бы назвал разработкой информационной архитектуры. Разработка архитектуры сайта строится на трех китах: контексте сайта, его пользователях и контенте. Контекст сайта определяется направлением бизнеса заказчика, его особенностями, например, оказание услуг, продажи товаров и т.д. Нужно знать, какие задачи, стоящие перед бизнесом, собирается решить заказчик с помощью этого сайта.
На основе контекста по логике вещей следует определить основных пользователей сайта – его целевую аудиторию. Какие эмоции и мысли должен вызывать сайт у людей, заходящих на эту веб-страницу? Как их, эти эмоции и мысли, трансформировать в нужные владельцу сайта действия? Очень важно прописать, как посетители будут пользоваться вашим сайтом, т.е. сформулировать сценарии его использования, для этого нужно четко представлять их цели и пути достижения этих целей. Для упрощения этой задачи можно составить диаграмму вариантов использования сайтом
Раздел технического задания, посвященный контенту, должен содержать перечисление видов контента на сайте, который будет интересен и полезен его целевой аудитории: новости, описание товаров, статьи, справочная информация, фотографии, видео и т.д. Затем следует определить источники контента – написание уникальных текстов (создание уникальных фото- и видео материалов), рерайт, перепост (заимствование фото- и видеоматериалов), перевод и т.д. И наконец, прописать подробно жизненный цикл различных видов контента – от источника до сценария его использования.
Собрав всю эту информацию, можно приступать к созданию карты сайта и планированию структуры. Каждая страница сайта должна нести определенную смысловую и функциональную нагрузку. Не нужно создавать веб-страниц по принципу: чтоб было. У каждой страницы на сайте должна быть какая-то цель, достижение которой желательно измерять. Например, перед страницей с формой заказа ставиться задача – побуждение пользователя к отправлению заказа. Поэтому мерой ее полезности может быть отношение количества заказов с сайта к количеству просмотров данной страницы.
На основании всей этой информации можно приступать к разработке прототипов и подробному прописыванию функционала сайта. Прототип желательно сделать максимально приближенным по структуре к окончательному сайту, иначе вся работа пойдет насмарку.
От заказчика необходимо добиться понимания критической важности этапа разработки технического задания и прототипа сайта. Как показывает практика, заказчик к этому виду работ относится очень легкомысленно. У него, конечно, есть некое представление о том, каким должен быть сайт, по принципу: «У меня есть мечта». Обычно же в лучшем случае клиент выдает неоформленный поток сознания, который исполнитель должен преобразовать в четкие и ясные пункты технического задания, преодолевая сознательное и подсознательное сопротивление заказчика, поскольку тому ну никак не хочется опускаться на землю и заниматься вещами, в которых он ни черта не понимает.
Только пройдя все эти этапы, можно относительно безболезненно разработать крупный интернет-магазин или информационный портал.
PS. Существует ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы», в котором описывается структура ТЗ. Частично при разработке технического задания на сайт можно взять его за основу.
1 Комментариев